Журнал о напитках и ресторанном  бизнесе

18+

Издается с 1999 года.

IMPERIAVKUSA

Ржаной рай

Эта история началась 5 лет назад. В западной части Финляндии, в местечке Isokyro, несколько молодых людей основали небольшую вискокурню KYRO DISTILLERY. Придуманный ими слоган «IN RYE WE TRUST» (rye – рожь, англ.),
как нельзя лучше показывает суть предприятия. Здесь всё делается на основе ржи: спирты, виски, джин, и даже крем для рук с ржаным экстрактом!

Настоящую известность компания получила в 2015 году, когда их джин NAPUE неожиданно завоевал 1-е место на престижном международном конкурсе International Wine and Spirits Competition в номинации «джин и тоник».

Историю успеха KYRO DISTILLERY рассказывает один из её основателей -
Мико Хейнила (Miko Heinila).

- Есть шутка, что финнам лучшие идеи приходят в сауне. Наша история началась именно там. В мае 2012 года несколько давних друзей собрались в сауне. Тогда один из нас привёз из Америки ржаной виски. Напиток так всем понравился, что сам собой возник вопрос, не сделать ли что-то подобное?

Рожь в Финляндии - национальный продукт. В северных широтах она растёт при умеренных температурах и получает полярным летом очень много солнца, почти 24 часа в сутки. Зерно вырастает небольшое, но при этом оно содержит много ароматических веществ, которые и задают характер будущего продукта. 
Так возникла идея сделать дистиллерию, где всё делалось бы исключительно на основе ржи. На тот момент никто в Финляндии ничего подобного не делал.

 

- Когда мы начинали, ни у кого не было ни опыта, ни достаточных знаний в производстве виски или джина. Свои первые эксперименты по производству ржаного спирта, мы делали в традициях стартапов - в гараже. Для этого нам пришлось получить лицензию на производство спирта в исследовательских целях (без права продажи).

 

И вот, когда мы уже производили свой ржаной спирт, нам нужно было как-то оценить перспективы его превращения в виски. Но никто в Финляндии не мог дать  такой ответ. Поэтому в 2013 году двое из нас поехали на выставку London Whisky Fair с образцами нашего спирта.  Цель была одна - узнать мнение экспертов по поводу наших спиртов.

У нас не было своего места на выставке. Как обычные посетители, мы ходили от стенда к стенду и заводили первые знакомства в мире виски.  Но главное - мы умудрились пронести на выставку пару бутылок со своим спиртом.  Мы искали тех, кто имел отношение к производству: технологов, мастеров купажа вискокурен.

 

Мы рассказывали о себе, и если кто-то был готов нас слушать - тут же устраивали дегустацию.  Втихаря разливали наш спирт по стаканчикам из-под полы пиджака прямо на стендах. При этом каждый раз рисковали вылететь с выставки, если нас застукает кто-то из организаторов.  В итоге нам повезло - мы познакомились с мастером купажа американской вискокурни  Buffato Trace. Он попробовал наш спирт, и сказал: «Ребята, а ведь из этого должна получиться очень крутая вещь!»

Как нас это вдохновило! Все наши страхи и опасения развеялись, мы поняли, что можем сделать что-то очень крутое!

Недалеко от Хельсинки находится один из национальных парков Финляндии - Нууксио. Именно здесь KYRO DISTILLERY организовала дегустацию своих напитков. Восприятие джина и коктейлей на его основе становится совершенно естественным в окружении сосен, брусники, черники и того же можжевельника. А если вам удастся провести в Нууксио ночь, в тенте-гамаке, натянутом между деревьями, когда мягко светит “полуночное солнце” - вы счастливый человек.

- Хорошо, но от экспериментального производства до коммерческого продукта надо ещё было дорасти..

- Разумеется. Вернулись из Лондона мы с уверенностью, что виски у нас получится хорошо. Пора было двигаться дальше. Понадобились деньги.  Это был сложный момент. Никто из инвесторов не был тогда готов вкладываться в маленький финский стартап. Нам пришлось взять кредиты, как как частным лицам.
Кто-то заложил дом, кто-то ферму родителей…  Деньги вкладывались в производство: оборудование, 
сырьё,  бочки. Тогда же арендовали первые площади в здании бывшей сыроварни Oltermani, пустовавшие уже несколько лет подряд.

У нас получался очень хороший ржаной спирт - основа  для нашего будущего виски. Мы начали его продавать. Первый наш коммерческий продукт мы назвали – JUURI (Juuri с финского переводится как “корни” и символизирует некую базу, с чего начинается виски). Это был невыдержанный дистиллят крепостью 46%.

Но этого было мало. Пока наш будущий виски выдерживается, нужно было что-то продавать здесь и сейчас.

И мы решили сделать джин.

 

- Это вполне логично. Многие вискокурни дополнительно выпускают джин…

- Да, но мы хотели сделать что-то уникальное. Мы берём за основу наш спирт, и примерно сутки настаиваем его на можжевельнике с добавлением ещё десятка трав. Затем перегоняем полученный настой. 
В добавок в процессе перегонки пропускаем пар через смесь трав, специй и натуральных компонентов (сушёная цедра лайма, берёзовая  кора и др.).

На выходе получаем продукт, с очень свежей с травяной гаммой и едва заметными нотками цитрусовых.

Для многих  этого было бы  достаточно, но для нас это только  базовый продукт. В него мы добавляем  дистилляты из настоек трав и растений которые типичны для наших мест. Это дистилляты из настоек морошки, облепихи, клюквы, таволги,  берёзовой коры и ещё нескольких трав и растений.

Сырьё собирается здесь же, в наших лесах.

Мы выпустили два джина. Классический джин NAPUE получился хорошо сбалансированным, со свежими травянистыми ароматами, лёгкими оттенками берёзовой коры и едва заметными нотками цитрусовых.

Вкус чистый, полнотелый с чёткой доминантой  можжевельника и лёгким ржаным послевкусием.

И второй – KOSKUE, в него мы добавляем дистиллят из настойки на цедре апельсинов и 3 месяца выдерживаем в бочках из американского дуба. Его сразу полюбили за едва заметные тона апельсина в аромате гармонично дополняющие ванильные нотки, которые привносит бочка. И главное - всё это идеально сочетается с немного пряным и даже перечными вкусом ржаного спирта.

- А какова была  коммерческая составляющая? Сколько джина вы тогда продавали ?

- В 2014 году, мы продали 4 800 бутылок. Но чтобы остаться на плаву, по расчетам, в 2015 году нам надо было продать уже 23,5 тыс. бутылок.  То есть увеличить продажи в 5 раз! Это казалось почти нереальным. Но мы взялись за работу и умудрились поставить нашу продукцию в Alco*. Далее начали осваивать внешние рынки: экспортировать в Англию и Японию. (* в Финляндии производители алкоголя могут продавать свою продукцию ресторанам и барам по прямым контрактам, а розничному покупателю - только через магазины государственной монополии Alco.  прим. ред.)

К июлю 2015 у нас было продано порядка 10 тыс. бутылок, это было хорошо. Мы потирали руки. И тут нас пригласили предоставить образцы для конкурса «International Wine and Spirit Comperition». В первый раз в истории конкурса была учреждена номинация «джин и тоник». Мы отправили образцы, но многого не ожидали. Какого же было наше удивление, когда наш джин NAPUE  получил золотую медаль и звание  «World's Best GIN» в номинации «джин и тоник», а KOSKUE – стал вторым! Мы были разумеется рады такому известию!

 

- Вы проснулись знаменитыми?

- Ещё как проснулись! Ведь в Финляндии, запрещена любая реклама алкоголя в СМИ. Любая! Но известие о том, что первые два места в  престижнейшем международном конкурсе, завоевывает доселе никому неизвестная финская дистиллерия – стало новостью национального масштаба. Не было ни одной крупной финской газеты, которая бы не написала про нас.  Я глазам своим не поверил, когда увидел как в новостях по национальному телевидению, прямо в студии, разливают наш джин, делают коктейли и рассказывают о нашем бренде!

 

- После такой рекламы мы решили поднакопить на складе побольше продукции для новых клиентов.
И накопили, аж 3 тыс. бутылок, готовых к отгрузке. Такого объёма на нашем складе никогда ещё не было.
И вот… первый же звонок - и весь наш запас продан подчистую!

А заказы всё продолжали сыпаться и сыпаться, со всех сторон. В течение следующих трёх недель нам пришлось срочно наращивать производство. Если к середине 2015 г. у нас было продано 10 тыс. бутылок, то к концу года наши продажи составили уже 100 тыс. бутылок! Всё равно, мы еле-еле успевали угнаться за растущим спросом и нам пришлось дополнительно брать сотрудников, покупать линию розлива.

За прошлый год, у нас было продано уже 350 тыс. бутылок. Сейчас 80% нашей  продукции продаётся Финляндии и 20% - уходит на экспорт в 28 стран.  На 2017 год у нас запланировано продать 430 тыс. бутылок. Местный рынок мы уже хорошо проработали, поэтому основной прирост ожидаем от экспорта. Основной  акцент делаем на рынки Германии, Дании и России. А к 2018 году мы ожидаем довести долю экспорта до 50%, при сохранении объёмов продаж внутри Финляндии.

 

- ОК, джин - очень красивая история. А когда  начнутся первые продажи виски?

- Первыми наш виски получат люди, которые нам поверили и купили ещё не произведённый виски, находящийся на выдержке в бочках. Такой формат продажи был очень сложным, но некоторое количество бочек мы всё же продали. И мы очень признательны тем, кто в нас поверил. Люди платили 50% стоимости сразу, а остаток должны будут заплатить при получении бутиллированного виски. Можно было купить не целую бочку, а долю в бочке. Мы писали на каждой бочке имена владельцев - кому и сколько литров из неё мы должны. Помимо своей доли, каждый наш «виски-инвестор» получит дополнительную бутылочку виски бочковой крепости с персональной этикеткой.

Первые партии виски мы сможем отгружать уже в конце этого года. Думаю, это будет отличный продукт. 
Так что приезжайте, если хотите пробовать одним из первых.  И помните, IN RYE WE TRUST!

Copyright ©  «Империя вкуса - журнал о напитках и ресторанном бизнесе»